Математика Курсовая по Термеху Примеры решения задач Интеграл Физика Атомная физика Контрольная по физике Электроника Электротехника Электроэнергетика Тепловая и атомная энергетика Контрольная Школы дизайна Дизайн квартир Чертежи

Баухауз. Основные педагогические принципы.

Баухауз - крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности.

По подобию средневековых сообществ строительства храмов основатель Баухауза Вальтер Гропиус стремился создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества. Ведущий педагогогический принцип Баухауз - соединение обучения и ремесла. Между художниками и ремесленниками не существует принципиальной разницы. Художник - высшая ступень ремесленника.

Исторический экскурс.

Возникновение и становление Баухауз тесно связаны с общественным переворотом, начавшимся в конце первой мировой войны. Миропреобразующие идеи Октябрьской социалистической революции в России стали "крестным отцом" Ноябрьской революции 1918 года в Германии, ее гражданско-демократического содержания.

"Давайте создадим новую гильдию ремесленников - без классовых различий, которые возводят барьер между художником и ремесленником! Давайте вместе придумаем и построим здание будущего, в котором архитектура, скульптура и живопись сольются воедино! Однажды руки миллионов ремесленников поднимут его к небесам как хрустальный символ новой веры". (Из Программы Гропиуса)

Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Саксонии, в результате слияния и реорганизации существовавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заведение нового типа. Первая была создана в 1860 г. как художественная школа преподавания живописи, с 1905 г. - живописи и скульптуры, а с 1910 г. получившей статус высшей школы изобразительных искусств. Вторая, основанная бельгийским художником и архитектором Анри Ван де Вельде, просуществовала с 1907 по 1915 гг.

Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художниками и ремесленниками. Художник лишь высшая ступень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.

Вводный курс Вальтер Гропиус поручил вести молодому швейцарскому художнику Иоганесу Иттену. В своем вводном курсе Иттен, как он пишет в своей книге "Мой форкурс в Баухаузе и других школах" ставились следующие задачи

В процессе обучения закладывались принципы функционализма, как нового подхода к проектированию любого объекта. Таким образом, претворялся в жизнь девиз: "искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу". Студентов тем самым готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию для массового производства. Особые требования предъявлялись к знанию производственного процесса. Политическая борьба 20-х гг. в условиях империалистической Германии привела к изгнанию Баухауз из Ваймара. Он переезжает в Дессау.

Здесь Вальтер Гропиус строит новое здание Баухауз - одно из самых выдающихся своих архитектурных произведений. Через 7 лет после новых политических гонений Баухауз переезжает в Берлин, где был закрыт в 1933 году, пришедшими к власти фашистами.

В.Гропиус. Здание Баухауз в Дессау

Иттен Иоханес (Itten Johanes, 1888-1967)

Выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник. Получил всемирную известность как автор форкурса Баухауза, который затем лег в основу преподавания многих школ дизайна. Иоханес Иттен. Работы студентов по дисциплине "материалы", 1916 г.

Альберс Йозеф (Albers Josef, 1888-1976 гг.)

Известный немецкий и американский дизайнер, художник и педагог.

Шлеммер Оскар (Schlemmer Oskar, 1888-1943 ГГ.)

Известный немецкий живописец, скульптор, гравер, сценограф.

Эквилибристика Курт Шмидт. Разработка декораций к спектаклю "Человек в электрощите".

Мариана Брандт. Чайный сервиз из серебра

Гила Пап. Высокий сосуд Альма Бушер.

Игрушечный деревянный конструктор

Марсель Бройер. Стул из деревянных реек

В 1919 году, в год основания Баухауз, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис.

Стремление страны, отставшей от многих других, с выходом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обратиться к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что он сам по себе отвратит английского покупателя. Все это создавало объективные условия поиска новых принципов формообразования промышленных товаров, способных повлиять на изменение этой ситуации.

С другой стороны, Октябрьская революция в России, а за ней Ноябрьская революция 1918 года в Германии, вызвали активизацию творческой деятельности, направленной на поиск новых революционных идей, активизацию политической деятельности, в которой принимали активное участие художники, представители интеллигенции. Несмотря на то, что в вопросах искусства и мировоззрения пионеры движения "Баухауз" и не придерживались единых мнений, все же они своими социально определенными целями оказывали сильное влияние на духовные споры в области искусства того времени. Неизбежно это вело к столкновениям с формировавшимися реакционными силами реставрации Германии. С первых дней своего существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок консервативного мещанства, шовинистов и последышей свергнутой монархии. После шести лет пребывания в Ваймаре, становившимся оплотом реакции, Баухауз вынужден был в 1925 году эвакуироваться в более дружественный Дессау. Но и здесь через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден перебраться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.

"Давайте создадим новую гильдию ремесленников - без классовых различий, которые возводят барьер между художником и ремесленником! Давайте вместе придумаем и построим здание будущего, в котором архитектура, скульптура и живопись сольются воедино! Однажды руки миллионов ремесленников поднимут его к небесам как хрустальный символ новой веры". (Из Программы Гропиуса)

На главную